Хорошее слово “мальчишки”.

Маленькие, трогательные, непосредственные, чуть взволнованные всеобщим вниманием, они садились за рояль и играли Шуберта, Кабалевского, Майкапара...

Виталик Серебряков учится на подготовительном отделении хорового училища. Ему нет еще и семи лет, но как пианист он выступает на равных вместе со взрослыми ребятами в зале училища на заключительном концерте конкурса юных пианистов, посвященного 50-летию капеллы мальчиков. Этот день ему запомнится надолго - торжественная обстановка, аплодисменты, цветы...

— Ребята должны сразу почувствовать серьезность того, что делают. Впереди у них большая концертная деятельность, полная ответственности, волнений и впечатлений, - говорит Дмитрий Викторович Карнаухов, руководитель фортепьянной секции и концертмейстер училища. — В хоровом училище занимаются способные к музыке мальчики. Есть среди них те, кто подает особые надежды. Если говорить только о мальчиках начального отделения, то как юных пианистов мне бы хотелось отметить учеников второго класса Сергея Виноградова и Сергея Тетерина (преподаватели О. Шалашова и Л. Макарова). Если им хватит усидчивости, терпения, трудолюбия, то вполне возможно, что их имена мы еще услышим. Игра на фортепьяно входит в обязательную программу хорового училища. Но игра на музыкальных инструментах этим не ограничивается В распоряжении, мальчиков скрипка, флейта, гитара, аккордеон, синтезатор, духовые и ударные инструменты. Если постараться, можно попасть в ансамбль скрипачей или флейтистов.

Но главное — это ХОР. С него-то все и начинается.

Один из юбилейных концертов собрал родителей, бабушек, дедушек и друзей юных певцов подготовительного и начального отделений. Короткие штанишки и бабочки, уже гладко заче-санные и еще непослушные мальчишеские вихры. Мальчики выходили на сцену без тени смущения и, как будто с палубы корабля, уходящего в далекое плавание, махали со сцены маме ручкой. Осознавали ли они, что это их дебют? Первое выступление в зале хорового училища!

Один из наставников малышей, Василий Степанович Никитин, — выпускник капеллы. Студент пятого курса дирижерско-хорового факультета Нижегородской консерватории успешно совмещает учебу и работу в качестве руководителя хора подготовительного отделения и кандидатского хора училища. На вопрос, трудно ли это, отвечает: «Ответственность помогает мне учиться». Свою музыкальную карьеру начал в четыре года с игры на скрипке. Считает, что то, чем занимается, предопределено ему судьбой.

- Василий Степанович, как происходит прием мальчиков в хоровое училище?

Предварительный отбор делаем в мае. Даем рекламу и ждем, кто к нам придет. В прошлом году я сам ходил по детсадам и отбирал детей, которые еще не совсем потеряны в плане развития. Прослушал около 250 детей — определил у них чувство ритма, попросил прочесть стих и прогудеть ноту. Требования были не бог весть какие жесткие. Но из 250 малышей отобрал около 80. На приглашение познакомиться с хоровым училищем из родителей ото-звались только 22 человека. В сентябре проходит окончательный набор в подготовительную группу с пяти лет и на конкурсной основе — в первый класс с семи лет.

— Не все маленькие дети одинаково осознают то, что делают и зачем, а вы еще достаточно молоды, трудно вам с ними работать?

— С детьми проще, чем с родителями... Дети чисты и открыты. Они приходят поиграть, узнать что-нибудь новое, некоторые осознанно занимаются. Пение — их любимое занятие. Но они еще не думают о своем будущем. Родители же часто смотрят на 10 лет вперед и спрашивают меня: «У него получится?» Как ответить на этот вопрос, если мальчику всего пять-семь лет? Я приглашаю родителей на концерты, чтобы они посмотрели, как их дети ведут себя на сцене, как растет из года в год их исполнительское мастерство. За этим стоит большой труд воспитателей и педагогов училища. Родители своим участием помогают нам в этом, хотя порой непросто их убедить, как необходимо духовное и музыкальное развитие малышам, тем более способным. Посещая детские концерты, родители приобщаются к культуре, восполняют то, что, может быть, не получили в свое время, находят свой язык с большим и неизвестным им доселе миром музыки, становятся нашими союзниками.

- Василий Степанович, какую роль вы отводите участию детей в концертах?

Один наш концерт заменяет несколько ре-петиций, тем более что в концертах участвуют ребята разного возраста и, соответственно, разного уровня исполнительского мастерства. Происходит связь поколений. Мальчики учатся друг у друга, иногда завидуют. Подбегают ко мне и говорят: «Мы тоже хотим выучить эту песню и петь ее». Дети очень восприимчивы. Как говорится, «что в детстве выучено, на камне высечено».

Я наблюдала за маленькими мальчишками, когда они выходили на сцену и пели, — неуклюжая походочка, хочется погримасничать, посмеяться — и как они, сидя в креслах в зрительном зале, внимают пению своих «коллег». Их лица преображаются. Они внимательны и сосредоточенны. Мальчики видят себя как бы со стороны, заново переживая свое выступление и, может быть, размышляя еще не вполне осознанно, чего могут добиться, приложив определенные усилия.

Ценность воспитания и образования, которое мальчики с пяти лет получают в хоровом училище, несомненна. В будущем они могут стать одними из лучших представителей нашей музыкальной культуры, гордостью нашей нации. Даже если этого не происходит, в них заложит-ся — и чем раньше, тем лучше — то, что чуждо порокам, пронизывающим сейчас наше общество. Что дадим им, с тем они придут в жизнь — с любовью к Родине, уважением к женщине и старикам, гордостью за русскую культуру.

Рассказывают, что у иностранцев, слушавших пение мальчишек из хоровой капеллы, слезы навертывались на глаза. Хотя русского языка они не понимают. Впечатления, полученные от нашей музыки и пения, дошли до их сердец.

В училище юных певцов ждет большая концертная деятельность. «Концерт» в переводе с итальянского означает «согласие». Мальчики будут учиться жить в согласии с собой, друг с другом и со всем миром.

Е. ГОЛОМА

© Reval Film Studio, Creative Academy ViPn. 
2024
vastnikitin[at]yandex.ru
Политика конфиденциальности