Хоровое училище: его года - его богатство.

Когда-то Лев Константинович Сивухин мечтал, что капелла мальчиков станет хоровым училищем, после окончания которого юноши смогут поступать сразу в консерваторию. Мечта стала явью. В 1893 году. В конце мая зал училища вновь заполнили звонкие мальчишек голоса. Концерт состоялся необычный. Свою готовность к самостоятельном работе показывали первые выпускники хорового училища. Волновались педагоги, родители, друзья, хористы - самые строгие, доброжелательные и благодарные слушатели.

Настало время, грустное
для многих
И радостное в тот же час,
Когда открылись двери
и незримо Боги
Препровождают в юношество вас.
А помните, какими в детстве были,
Когда вступали вы в ученья храм?
Наивными, вихрастыми,
смешными
На радость мамам и на диво нам.
Мы никогда, поверьте, не забудем,
Как ввысь стремились
ваши голоса,
Как радовались на концертах люди,
Какие вы творили чудеса!

У бабушки Славы Валеева, одного из выпускников, на глазах слезы радости и гордости за внука. Он — певец не только юношеского хора училища, но и консерваторского «Благовеста», ведущий концертов.

В его стати, действиях и движениях как дирижера чувствуется уверенность в себе и профессионализм.

Чтобы получить заветный диплом руководителя хора, преподавателя сольфеджио и хоровых дисциплин, выпускникам предстояло еще сдать госэкзамены по хоровому дирижированию. Всего за 30 минут до начала экзамена каждый из них узнал, каким музыкальным произведением будет дирижировать. Маленькие певцы выкладывались на всю ка-тушку, чтобы не подвести своих старших коллег. Кроме известных хоровых произведений Бортнянского, Архангельского и других, юные дирижеры, концертный хор, хор юношей и камерный хор «Нижний Новгород» показали хоровые премьеры нижегородских композитор рые в дальнейшем войдут в репертуар училища.

Государственную приемную комиссию возглавил доцент консерватории заслуженный деятель искусств РФ Г. Муратов. Членами комиссии были: директор училища Е.И. Хазин; художественный руководитель и дирижер народный артист Л. Сивухин, хормеистер Е. Макаров, ректор консерватории заслуженный деятель искусств РФ Э. Фертельмейстер, проректор по научной и учебной работе Н.Покровский.

Почти все из них выпускники Нижегородской капеллы мальчиков.

А вот они — первые выпускники Нижегородского хорового училища, выдержавшие все испытания за 12 лет учебы: Евгений Фокин, Владимир Самохин, Иван Максимов, Александр Большаков и сдавшие все экзамены на отлично - Антон Мочалов, Вячеслав Валеев, Александр Орлов и Александр Бараев (руководители по классу дирижирования Н. Покровский, Е. Макаров, Э. Фертельмейстер).

Отличный диплом — «пропуск» в консерваторию. Госэкзамены являются одновременно экзаменами для поступления в музыкальный вуз.

Как оценивают нижегородские корифеи хорового дирижирования достижения юных музыкантов?

Г. Муратов: Удачный выпуск. Четыре диплома с отличием говорят о многом. Перспективы у ребят большие. Я приветствую деятельность хорового училища.

Н. Покровский: Ребята все разные. у каждого свое лицо и свои возможности выражения способностей: Кто-то из них получил развивающее образование, кто-то неплохой пианист или вокалист, начинающий композитор. Для тех, кто посвятит свою жизнь дирижерской деятельности, то, чему их на начинающий этап. Настоящими дирижерами становятся где-то после 40. У ребят есть все предпосылки продолжить обучение и стать мастерами своего дела.

На вопрос о том, какими бы хотелось видеть своих учеников, директор училища Б. Хазин ответил:

— Такими, какие они есть. Со всеми их достоинствами, недостатками и комплексами. Каждый человек — это личность, которая должна разносторонне себя проявлять, а не, как машина, только подчиняться воле других.

А ведь верно, у музыкантов, тем более на пороге их творческой деятельности, сложный внутренний мир. Они почти дети. Бывают обидчивы по пустякам, ранимы, очень чувствительны к несправедливости, которая унижает их достоинство как человека или артиста. У них свои неразрешимые проблемы и переживания, накладывающие отпечаток на творческую деятельность или отношение к людям.

- Какими мы были в детские годы? Уважали старших капелланов, серьезнее относились к хору, чем современные мальчишки. Мы самокритичные, понимаем, когда даем сбой, чувствуем и очень переживаем, когда неподготовленная аудитория не воспринимает наше пение...

Педагоги училища довольны своим первым выпуском. Грустят по поводу расставания с ребятами и напутствуют их. 

Вам пожелать хотелось бы
терпенья,
Уменья слушать многозвучный хор,
Иных миров, успехов, вдохновенья,
Пусть другом труд вам будет
с ранних пор.
Умейте помнить доброе,
Плохое учитесь забывать навек,
Ибо добро как солнце золотое, И только с ним всесилен человек.
Поверьте, двери наши не закроют
Ни бурный вихрь,
ни чей-то властный взгляд,
И дом наш от невзгод укроет
И встретит радостно здесь
выросших ребят.

А администрация хорового училища уже подумывает о преобразовании его в хоровую академию. Все дело в финансировании.

"Нижегородский рабочий" № 125 Е. ГОЛОМА

Стихи Л. МАКАРОВОЙ, педагога хорового училища. Фото Л. ДМИТРИЕВА.

НА СНИМКАХ: директор училища Е.Хазин вручает диплом об окончании Антону Мочалову; выпускник хорового училища Слава Валеев.

© Reval Film Studio, Creative Academy ViPn. 
2024
vastnikitin[at]yandex.ru
Политика конфиденциальности