О творческой дискуссии композиторов Верхней Волги.
Вчера в Горьковской консерватории состоялась творческая дискуссия, посвященная итогам 14-го пленума управление Верхневолжской организации Союза композиторов РСФСР. В президиуме собрания – секретарь Горьковского обкома КПСС И. З. Борисова, заведующий отделением культура обкома КПСС Л. В. Соколов, заместитель начальника областного управления культурыВ. В. Шепелёва, секретарь управления Союза композиторов РСФСР В. И. Казенин, И. В. Елисеев.
Открывая дискуссию председатель правления Верхневолжской композиторской организации А. А. Нестеров отметил относительную молодость песен нового жанра в деятельности членов Верхневолжской организации. Чтобы усилить внимание творцов музыки к песне, именно ей полностью посвящен 14-й пленум.
С основным докладом выступила музыковед Н. М. Благовидова.
В трёх концертах пленному прозвучало 68 произведений, созданных в разные годы от 50-х до 70-х, что составляет лишь небольшую часть огромного творчество количество песен и обработки народных мелодий. Композиторы верхней Волге стремятся идти в ногу со временем. Ими создано не мало хоровых песен о Родине, Партии, Ленине. Из них на пленуме прозвучали: “Славься Отчизна”! А. Нестерова на стихи С. Михалкова, “Ленинской правды свет “Б. Благовидова на стихи Л. Шейнина, “Песня о партийном билете” Г. Комракова на стихи С. Смирнова, “Отечество” С. Стразова, на стихи А. Прокофьева, “Я люблю тебя, Родина” В. Владимирова на стихи И. Фёдорова.
Очень серьезное внимание уделяют горьковчане теме Великой отечественной войны. Достаточно напомнить такие удачи как”Спасибо солдат!” А. Нестерова на стихи М. Мараша, “Вечный огонь” Г. Комракова на стихи В. Рябцева или “Закаты-закаты” А. Бурдова на стихи В. Шамшурина.
Это же тема хорошо представлена в произведениях для юных. Их знают и любят школьники: “Сормовский Гаврош” и “Отцовская песня” И. Розенштейна, “Мальчишки – девчонки” и “Пионерская походная” Б. Гецелева, “Ты расскажи нам, юнга” Л. Сивухина. Ежегодно на празднике пионерской весна детские хоровые коллективы с успехами любовью поют песни горьковских авторов. Это отрадно.
Большое место в творчестве горьковчан занимают произведения о родном крае, о земляках. Здесь есть удачи. Популярностью пользуются прекрасная песня А. Бурдова на стихи Ю. Андрианова “На реке Ветлуге, интересен цикл А. Нестерова на стихи поэтов – горьковчан “Земля Нижегородская” и его же задорный “Чай” на стихи Б. Пильняка.
Творчество композиторов верхней Волге опирается на лучшие народные традиции, и это хорошо, но хотелось бы больше свежести красок, гармонии, интонации и т.д. В песне очень серьезная роль стихотворного текста. Чтобы оживить инициативу поэтов в этом деле может быть, стоит привлекать их к встречам со слушателями вместе с композиторами. По примеру москвичей устраивать телевизионные вечера поэтов Горьковчан с показом песен на их тексты. В жизни сочинений Верхневолжских композиторов большую плодотворную роль в течение многих лет играет союз с исполнителями. Не только на пленуме, но и в авторских концертах, а постоянно, с большей ответственностью многие артисты и творческие коллективы исполняют их. Хоровая капелла мальчиков и камерный хор хорового общества, художественный руководитель обоих заслуженный деятель искусств РСФСР Л. Сивухин, русский народный хор Дворца культуры автозавода, художественный руководитель заслуженный работник культуры РСФСР А. Леваков, солисты театра оперы и балета имени А. С. Пушкина – народный артист РСФСР А. Правилов и Л. Коржакова и другие.
Симфонический оркестр филармонии неоднократно с большим успехом исполнял произведения горьковчане далеко за пределами родного города в Тюмени, Молдавии, Ленинграде, Карелии. Кстати и самодеятельные артисты относится к миссии пропагандистов творчества своих земляков очень серьёзно, это характерно для народного хора Автозавода, народный студии Дома культуры имени А. М. Свердлова, руководитель В. Широков.
Среди участников нынешнего пленума были два ВИА – “Зеркало” руководитель Н. Шабельской и “Вдохновение” руководитель А. Шишкин. В связи с этим поставлен вопрос о профессиональной культуре, что громкость звучания часто не соответствует характеру исполняемых произведений.
Важна роль прессы, радио, телевидения. Однако хотелось бы, чтобы записи на радио, сделанные давно, были обновлены.
Вопросы, поставленые на пленуме, актуальны. Итоги его окажутся полезными и в дальнейшем развитии столь важного жанра. В прениях выступали гости из Чувашии, Татарии, Мордовии, Карелии, Москвы. Все отмечали большое удовлетворение, однако единодушно высказались и критические замечания. Следовало более строго составлять программу концертов. В творческом плане почти все авторам следует активно избегать избитых интонация, искать свежие, оригинальной краски, строже выбирать тексты и добиваться органичного слияние с ними музыки. Особенно остро в дискуссии обсуждалось вопросов современности песни. Поэтому поводу интересно выступил московский композитор бывший горьковчане П. Аедоницкий. Конкретные предложения о получении дальнейшей работы вы сказали А. Бурдов, И. Розенштейн, А. Сытов. Высокую оценку работы Пленума творчества композиторов Верхней Волги дал секретарь Союза композиторов РСФСР В. И. Казенин.
В. Блинова.
На снимках: группы горьковских в московских композиторов слева направо Б. Гецелев Г. Зариннин, П. Аедоницкий, А. Нестеров, В. Казенин, дирижёр И. Гусман. Открытие пленума – исполняется песни Б. Благовидова “Ленинской правды свет”.
Фото В. Шохина.