And the school will sing!

На областной научно-практическая конференция, обсуждавший пути дальнейшего совершенствования внешкольного воспитания учащихся, отмечались нерешенные проблемы в области эстетического воспитания. Самым непосредственным образом решение принципиальных вопросов в эстетическая воспитании школьников, а также дошкольников и молодёжи связано с развитием хорового пения. В этом плане в городе Горьком и области сделано немало. Бесспорны результаты прежде всего совместных усилий: несколько лет в Горьком функционирует творческое объединение руководителей и детских хоровых коллективов – филиал всероссийского “Камертона”, возглавляемого заслуженным деятель искусств РСФСР Г. А. Струве. У нас эту работу ведут руководитель музыкальный хоровой школы “Жаворонок” Анатолий Алексеевич Ежов и художественный руководитель хоровой капеллы мальчиков, заслуженный деятель искусств РСФСР Лев Константинович Сивухин. Мы попросили их высказать свое мнение по затронутым вопросам, поделиться конкретным предложениями которые могли бы реально помочь в осуществлении серьезных и неотложных дел по эстетического воспитания.

А. А. Ежов: – На регулярных встречах, конференциях, проводить которые нам помогают Горьковской области отделения всероссийского общества (председатель Александр Иванович Сыров) происходит творческий обмен опытом, обсуждение методических, художественных проблем. Главный положительный результат – появление новых детских хоров, профессиональный рост отдельных руководителя, заметные сдвиги в художественном развитии занимающихся в хорошем коллективе детей. Это особенно ощутимо на ежегодных апрельских праздниках хорового искусства “Пионерская весна” – в этом году она будет 15-й. Есть у нас настоящие энтузиасты, большие мастера своего дела. Эстетическое воспитание в детстве и юности они считают делом государственной важности. И, тем не менее, у нас ещё немало досадных, очень серьезных недостатков, в частности в развитии хорового пения в средней школе, которые оборачиваются большими издержками воспитании.

Л. К. Сивухин: – Хоровое пение вообще, а в процессе воспитания в особенности, располагает огромными возможностями: это самый доступный, самый демократичный вид художественного коллективного творчества. Получивший в детстве верную направленность, увлечённые совместными музыкальными занятиями, а хоровое пение – это непременно коллективное творчество, человек сохраняет в себе способность отличать истинное искусство от эрзаца и крикливы моды. Полюбив богатейшую отечественную музыкальную культуру, он не сможет не испытывать за неё чувство гордости, будет стремиться беречь и развивать родное искусство. Все это бесспорно и не нуждается в доказательствах. Но на практике всё обстоит значительно сложнее.

А. А. Ежов: – Необходимы деловые контакты и действительные понимание серьезности дела всеми руководителями общественных организаций и отделов культуры и народного образования, планирование и финансирование, учителями, воспитателями, коллективами детских музыкальных школ, музыкальных училищ, консерватории, филармонии, Хорового общества.

Л. К. Сивухин: – Традиции русского хорового пения без сопровождения так богаты, что и сейчас служат высочайшим образцом самобытности, яркости и глубины национальной культуры. В массе народной они уже не имеют большой значимости. И это не только достойно сожаления, но объясняет причину лёгкого распространение среди молодёжи любых западных подделок. О своем богатстве многие просто никогда не слышали, не имеют никакого представления! В тоже время, пример бережного отношения к народным, национальным традициям, в частности в мировом искусстве, есть. Это массовые праздники песен в прибалтийских союзных республиках, а также в Грузии.

А. А. Ежов: – Опыт наших друзей в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, где пению в школе уделяется огромное внимание, почти такое же, как математике, литературе, языкам, можно при желании перенимать более активно. Возможности у нас не меньше, а вот наше отношение к этим вопросом заставляет желать лучшего.

Л. К. Сивухин: – Процесс музыкального воспитания предполагает три разных ступени. Воспитание самых маленьких – в детских садах, даже в яслях, а также в подготовительном классе детских музыкальных школ, младших хоровых группах во Дворце пионеров, в хоровых студиях и Хоровой капелле мальчиков – это едва ли не самая ответственная ступень. Дело не только в том, что с неё все начинается. Главное – удивительные возможностях маленького человека – от 2 до 5 лет, – реализуемые воспитателями, педагогами, родителями, к сожалению, всего лишь в небольшой степени. У детей этого возраста максимально эмоционально восприимчивость. При современном потоке информации эстетическое, музыкальное воспитание малыша значительно сложнее, чем, скажем, было три десятилетия назад. Это никем, к сожалению, не учитывается. Накоплен немалый опыт, но нет единства взглядов и методики, а также и должного опыта у педагогов. Пусть инструментами сначала будут музыкальные игрушки, но непременно совершенные, красивые и хорошо настроенные. Пусть песенки органично сочетаются с играми и пляски, но песенки должны быть не только доступными детской психологии, но и непременно отвечающие высоким художественным требованиям и возрастным особенностям. Это далеко не всегда соблюдается пишущими музыку для маленьких. Вторая ступень – школьники. Спору нет, задача огромный трудности – подготовить человека к общественно-полезному труду, помочь найти своё место в жизни, обрести умение приносить радость людям и получать самому. Но для более успешного её выполнения тоже делается далеко не все, а главное, на мой взгляд, не пропорционально распределяются усилия. Мы более заботимся относительно политехнизации, спортивного развития, а искусству в школе остается слишком мало места и времени: например 45 минут в неделю на урок пения. Как тут не вспомнить слова Д. Ушинского: - “Запоет школа – запоет все страна!”. В нашем городе – больше 10 детских музыкальных школ общего профиля. В нескольких образовательных школах есть хоровые студии, у которых, однако, нет лимитов. Несколько лет в ДМШ функционирует хоровые отделение – оправдывающая себя форма музыкального развития детей, но она ещё не поддержана должным образом ни педагогами, ни родителям, есть ещё ряд проблем музыкального образования в средней школе, например, увлечение гитарой, которую ведь тоже, при умелом руководстве, можно и должно привлечь как средство воспитания. И наконец, воспитание молодёжи, окончившие школу. Здесь речь уже идёт о художественной самодеятельности: не буду напоминать как она нужна, важно, как велики наши достижения в её развитии. Но если проанализировать состояние хорового искусство, картина будет не столь отрадной: народный хор ещё куда ни шло, академический вызывает очень серьезную тревогу. Была пора, когда во всех горьковских вузах существовали хорошие хоровые коллективы, а сейчас, пожалуй, по-настоящему работает только хор университета (руководитель В. Изюминко), да 2-3 года, как вновь запели студенты мединститута (руководитель Т. Казанцева). 

Беседу записала Валентина Блинова. "Горьковский рабочий" 2.02.80 года.

© Reval Film Studio, Creative Academy ViPn. 
2024
vastnikitin[at]yandex.ru
Privacy Policy