The guests say

Как мы уже сообщали, 25– 27 ноября в городе Горьком проходил 14-й пленум правление Верхневолжской организации Союза композиторов РСФСР посвященный песенному творчеству композиторов, сегодня мы рассказываем о концертах и дискуссии пленума.

На пленными было много гостей из различных городов и автономных республик России. Многие из них поделились своим впечатлением от услышанного в трёх концертах на творческой дискуссии, которая состоялась в понедельник утром в малом зале Горьковской консерватории. Некоторые высказывания, наблюдения, выступающих мы предлагаем вашему вниманию.

Гости из Татарии, Карелии, Мордовии, Чувашии единодушно признали 14 пленум композиторов верхней Волге интересным и успешным. Песенное творчество композиторов – горьковчане порадовал их ярким образцами в сфере патриотической, лирической, детской и молодёжных песен. Отмечены высокое профессиональное мастерство и связь с национальными традициями русского народного песенного искусства. Неподдельный восторг гостей вызвал творческий контакт горьковских композиторов с исполнителями – лауреатом премии Ленинского и Горьковского комсомола – Хоровой капеллой мальчиков, народным хором дворца культуры Горьковского автозавода, солистами оперного театра, с участниками народный оперный студии дома культуры имени Я.М. Свердлова, симфоническим оркестром и солистами Горьковской филармонии.

А. А. Иконников (Москва, музыковед, член правления Союза композиторов РСФСР), признавая положительные стороны, высказал ряд критических замечаний. Обо всём, что исполнялось в кремлёвском концертном зале всесоюзного конкурса артистов эстрады, солист Горьковской филармонии В. Ермаков пел с ансамблем “Вдохновение”, руководимым В. Шишкиным, народный артист СССР, солист горьковского оперного театра В. Степанов пел с ансамблем “Зеркало”. А. А. Иконников сказал: это не искусство, а его уничтожение, мы должны с этим бороться. Грохот раздражает физически, мешает воспринимать песни, тексты не слышно. Певец – раб моды, отборочной комиссия должна была на репетиции предостеречь его и ансамбль. Когда В. Ермаков пел в другом концерте без ВИА, он произвёл самые приятные впечатления. Мы должны активно бороться с вредный модой, идущей с Запада. Другое его замечание касалось недостаточной самокритичности некоторых композиторов, результатом которой он считает слабые стороны песни – тривиальность мелодии, штампы в выборе выразительных средств. Причинами этого явления А. А. Иконникову представляется недостаточное знание современников. Выступающий сетовал на отсутствие песен, которые можно будет петь хором на демонстрации, нет песен строевых, военных, о современной деревне.

П. К. Аедоницкий (Москва, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР) выразил полное несогласия с А. А. Иконниковым. ВИА – новое явление в современной культуры, с этим нельзя не считаться. Ансамбли эти очень популярны, доступны, к ним нельзя предъявлять требования традиционные, они требуют особых условий – больших помещений, много публики, поэтому форсировка звука необходимо. Здесь, в кремлёвском зале, жанр ВИА был представлен не в чистом виде, а просто солист выступал в сопровождении ансамбля. Страшно впечатление это не произвело, все было понятно композитор выразил большое удовлетворение от песен горьковчан, которые недавно на фирме “Мелодия” записали пластинку, после единодушной высокой оценки их специальной комиссии. П. A. Аедоницкий коснулся серьёзнейшего вопроса – верный оценки современных современниками песен. Этот момент весьма непростой, а известно много случаев, когда одни и те же песни в зависимости от конкретных условий времени, расценивались по-разному одними и теми же людьми.

Секретарь Союза композиторов РСФСР В. И. Казенин также не согласился с А. Иконниковым и отметил очень активные вторжение горьковских композиторов в жизнь современников. Они знают людей, о которых сочиняют песни. Горьковских композиторов-исполнителей, сказал он, в республике знает очень хорошо, как настоящую, истинно русскую ветвь в культуре России. Желая новых успехов композитором верхней Волге вы А. И. Казенин призвал их достойно готовиться к IV съезду композиторов СССР, который состоится в апреле будущего года. 

Записала В. Григорьева. "Ленинская смена" 29.11.1978

© Reval Film Studio, Creative Academy ViPn. 
2024
vastnikitin[at]yandex.ru
Privacy Policy