Имя народного артиста РСФС Льва Константиновича Сивухина широко известно среди хоровых коллективов России, среди композиторов, работающих в хоровых жанрах.
О родном его городе на Волге, Горьком, талантливого дирижёра знают абсолютно все. Вот уже четверть века он является художественным руководителем Горьковской хоровой капеллы мальчиков. В этом году капелле исполнилось 40 лет, организована она учителем Сивухина – Василием Павловичем Малышевым. Без капеллы мальчиков с её большим репертуаром, творческой мобильностью, а главное – высокими музыкальными достоинствами (она по праву носит высокое звание Лауреата премии Ленинского комсомола) в городе Горьком не обходится ни одно существенное событие культурной и общественной жизни.
С 1973 года Л. К. Сивухин возглавляет также созданный им камерный хор, при Горьковском областном хоровом обществе. И этот коллектив живет интересной творческой жизнью. В 1983 году на Международном конкурсе академических хоров в Болгарском городе Варне он завоевал большую золотую медаль и звание Лауреата.
Оба коллектива, а теперь еще и студенческий хор дирижерско-хорового факультета, Горьковской консерватории (год назад доцент Л. Сивухин принял на себя заведывание кафедрой хорового дирижирования), много и успешно концертируют, исполняя музыку различных стран и эпох. Особое значение руководитель придает музыке советских композиторов, а среди них, вполне естественно, произведениям композиторов-горьковчан.
Многим сочинениям Л. Сивухин дал путевку в жизнь, исполнив их впервые. Некоторые из них завоевали премии на конкурсе патриотической музыки в г. Иванове.
Ведя активную, многогранную исполнительскую деятельность, Л. Сивухин давно и успешно делает хоровые аранжировки, а параллельно с ними сочиняет и оригинальные хоровые произведения. Некоторые из них прочно вошли в репертуар нескольких детских хоровых коллективов. Такова, например, суровая и мужественная песня на стихи горьковского поэта Валерия Шамшурина «Ты расскажи нам, юнга» (о подвиге подростков из Соловецкой школы юнг).
В предлагаемый сборник автор включил свои работы разных лет. Хотя это только часть созданного им за последние годы (а автору в 1985 году исполнилось 50 лет), сборник даёт достаточное представление об идейно-образных склонностях композитора, и его глубоко русской хоровой сущности и, наконец, о высоком профессионализме его хоровых партитур.
Сборник открывается циклом из 7 хоров на стихи горьковского поэта Александра Люкина для смешанного хора без сопровождения, под названием «Покуда кровь моя бурлит». Первая и последняя его части заключают в себе глубоко патриотический смысл: «Нет страны, чтоб яростней России из развалин к звёздам поднялась». Долг художника — воспеть тех, творящих чудеса, что подняли до звезд Россию! В соответствии со смыслом стихов - сдержанная, мужественная и полная достоинства музыка.
Все средние — от второго до шестого — хоры выстроены логично от серьезного размышления («Дорога») и горестного воспоминания («Погибшему другу») к постепенному просветлению через лирическое переживание («Вышивальщица») к лихому «Русскому переплясу». Цикл производит хорошее, цельное впечатление, но возможны включения в смешанные программы и некоторых отдельных его номеров.
В сборнике помещена хоровая песня на стихи В. Шамшурина «Дети войны». Одна из великого множества песен и стихов на эту тему, она всегда волнует, трогает за сердце. В музыке органично соединены ритмический рисунок, имитирующий стук колёс идущего поезда, скупая декламационная линия повествования и, как эмоциональный порыв, хоровое пение без слов, вокализ между куплетами.
Русские народные песни, записанные в Горьковской области, интересны сами собой, как оригинальный фольклор. В обработке для хора они выигрывают бесспорно и в данном сборнике свидетельствуют о мастерстве и вкусе аранжировщика.
Лирическое концертино — сочинение иного рода. Внешне его приметы — хоровой вокализ, сопровождение небольшого инструментального ансамбля (фортепиано, флейта, труба, бас-гитара или контрабас, ударная установка) — не главные. Важнее в нём - юношески светлый лирический настрой, непосредственность выражения, простота мелодической линии, доступность. Лирический концерт представляется как свободное коллективное музицирование юных, влюбленных в жизнь и в хоровое искусство.
В целом хочется надеяться, что сборник этот сослужит добрую службу хоровым коллективам, проявляющим серьезный интерес к русской хоровой музыке.
Валентина Блинова. Вступительная статья к сборнику нот
Лев Сивухин «Покуда кровь моя бурлит …»
Хоры. Издательство «Советский композитор» 1988 год